Анализ результатов эпидемиологического исследования распространенности эректильной дисфункции в Российской Федерации


Пушкарь Д.Ю., Камалов А.А., Аль-Шукри С.Х., Еркович А.А., Коган М.И., Павлов В.Н., Журавлев В.Н., Берников А.Н.

1 ГБОУ ВПО “Московский государственный медико-стоматологический университет им А. И. Евдокимова” МЗСР РФ; 2 ФГОУ ВПО “Московский государственный университет им М. В. Ломоносова”, 3 ГБОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова” МЗСР РФ; 4 ГБОУ ВПО “Новосибирский государственный медицинский университет” МЗСР РФ; 5 ГБОУ ВПО “Ростовский государственный медицинский университет” МЗСР РФ; 6 ГБОУ ВПО “Башкирский государственный медицинский университет” МЗСР РФ; 7 ГБОУ ВПО “Уральская государственная медицинская академия” МЗСР РФ
С целью изучения распространенности эректильной дисфункции (ЭД) и других нарушений сексуальной функции мужчин в Российской Федерации проведено анонимное анкетирование 1400 мужчин.
В исследовании приняли участие 7 центров, расположенных в наиболее густонаселенных регионах страны. Анализу были подвергнуты 1225 анкет. Установлено, что симптомы ЭД присутствовали у 1101 (89,9%) респондента. Возрастные симптомы (по опроснику AMS) были выявлены у 554 (45,2%) больных, причем большинство из них были в возрасте 45–59 лет. Показана важность активного выявления ЭД у мужчин, так как она может быть одним из проявлений более серьезных заболеваний.

Введение. Эректильная дисфункция (ЭД) – постоянная или временная (не менее 3 мес.) неспособность достигнуть или сохранить эрекцию, достаточную для проведения успешного полового акта. Хотя данный термин используется как эквивалент импотенции, термин “эректильная дисфункция”
более корректен, поскольку он указывает только на неспособность достигать, поддерживать эрекцию и не затрагивает личностные особенности мужчины [1]. Термин “эректильная дисфункция” применим
к широкому спектру состояний различной степени выраженности: от частичной недостаточности
эрекции перед эякуляцией до полной ее утраты. По различным оценкам, примерно 30 млн мужчин в
США и 90 млн во всем мире страдают ЭД различной степени тяжести [2].

Риск развития ЭД повышается с возрастом, но не за счет процесса естественного старения, а вследствие возникновения серьезных сопутствующих заболеваний, в частности артериальной гипертензии, заболеваний сердца и сахарного диабета. Хотя ЭД является распространенным нарушением, поражающим мужчин пожилого возраста, зачастую она не поддается правильной диагностике и лечению. Основной причиной недостаточной диагностики ЭД является то, что пациенты часто сами замалчивают эту проблему из-за стеснения, а у врачей, как правило, нет времени на дополнительные вопросы к пациенту, если он пришел на прием с другими жалобами, отличными
от таковых на ЭД. Кроме того, поскольку ЭД связана с состоянием здоровья пациента в целом, считается, что ее выявление может приводить и к обнаружению ряда угрожающих жизни заболеваний, которые в противном случае могли бы остаться недиагностированными [3]. В результате изучение половой функции, дисфункции и методов лечения признано важной задачей научной и клинической медицины.

ЭД вследствие эндотелиальной дисфункции – это генерализованный процесс, возникающий на фоне
оксидативного стресса, нарушения метаболизма оксида азота, процессов окислительно-восстановительного фосфорилирования стенки сосудов, в частности эндотелия. Проявлением эндотелиальной дисфункции могут быть нарушения нормального кровотока в малом тазу, а также в системе коронарного кровообращения как системное поражение эндотелия. Первые симптомы нарушения кровообращения могут проявить себя в виде эректильной дисфункции, когда еще пациент не отмечает ангинозных приступов или других признаков системной ишемической болезни. ЭД является проявлением нарушений функции эндотелия без промежуточных стадий, в то время как атеросклероз коронарных артерий может развиваваться длительное время бессимптомно, не манифестируя ИБС и острый коронарный синдром. Таким образом, ЭД как проявление эндотелиальной дисфункции может быть предиктором более опасных сосудистых заболеваний, а значит, может быть использована в качестве скрининга при диагностике сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин старше 40 лет.

Другие методы скрининга ИБС на ранних стадиях, такие как анализ содержания липидов крови, перфузии миокарда, толерантности к физической нагрузке, сократимости миокарда и др., являются
более дорогостоящими, инвазивными, следовательно, кардиологическая настороженность в отноше-
нии мужчин с ЭД может потенциально снижать затраты на диагностику, лечение с использованием
высокотехнологичных методов.

Широкая распространенность кардиоваскулярных заболеваний, рост частоты ЭД, социальный и психологический дискомфорт современного мира обозначили эту “Mutually reinforcing triad” – “взаимно
потенцирующую триаду” главной проблемой здоро-
вья мужчин в XXI в. [4].

Рисунок 1. Распространенность (в %) вредных привычек и сопутствующих заболеваний у мужчин, отмечающих у себя симптомы ЭД.

Рисунок 2. Распространенность (в %) сопутствующих заболеваний и вредных привычек в зависимости от степени тяжести ЭД.

Учтя распространенность ЭД в современном мире и отсутствие масштабных исследований в Российской
Федерации, мы решили впервые провести исследование, целью которого было оценить распространенность ЭД среди мужского населения Российской Федерации.

При подготовке к исследованию мы исходили из следующих основных положений:
• В настоящий момент большинство урологов диагностируют ЭД только в случае жалоб со сторо-
ны пациента. Не все урологи знают и активно используют препараты первой линии лечения ЭД,
в результате более 50% пациентов с ЭД, посещающие урологов, остаются нелеченными или получа-
ют неэффективную терапию.
• ЭД известна как ранний маркер сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и других
серьезных болезней. Для точной и своевременной диагностики ЭД необходимо использование специальных опросников, а также выполнение ряда лабораторных и дополнительных методов исследования (например, анализ крови на уровень тестостерона, пролактина, фармакопроба с вазоактивными препаратами и др).
• В качестве скрининга ЭД можно использовать специализированный опросник МИЭФ (Международный индекс эректильной функции).
• Выявление и лечение ЭД и сопутствующих заболеваний на ранней стадии может предотвращать
их прогрессирование и развитие осложнений.

В результате будут сохранены их здоровье и работоспособность, сэкономлены бюджетные средства на операции и последующее лечение инвалидов.

С учетом многочисленных работ, указывающих на влияние инфравезикальной обструкции, обусловленной аденомой простаты, на эректильную функцию, в данное исследование также включен
опросник, позволяющий выявлять нарушения мочеиспускания.

Материалы и методы. Целевая когорта исследования: мужчины в возрасте 20–75 лет, обращающиеся
за медицинской помощью в амбулаторные и стационарные медицинские учреждения к любым специалистам независимо от нозологии; любые мужчины указанного возраста вне стен лечебно-профилактических, не имеющие в анамнезе урологических заболеваний.

Методика исследования представляла собой анонимное анкетирование. Ограничений по времени
заполнения анкет не было. Анкета состояла из следующих блоков:
• демографические данные – год рождения, рост, масса тела, расовая принадлежность;
• анамнез сексуальной жизни – начало сексуальной активности, начало регулярной половой жизни,
частота половых контактов, окончание сексуальной жизни (причины);
• опросник заболеваний и вредных привычек, являющихся факторами риска развития ЭД;
• опросник МИЭФ (IIEF) – Международный индекс эректильной функции;
• опросник возрастных симптомов мужчины (AMS – Aging Male Screening);
• международная шкала суммарной оценки заболеваний простаты (IPSS).

Специалист, проводящий анонимное анкетирование, был обязан проверить правильность заполнения опросников и при необходимости уточнить пропущенные вопросы либо оставить более правильный ответ при наличии двух при одном возможном. Затем все заполненные опросники были подвергнуты статистической обработке после исключения из обработки неправильно заполненных.

Результаты и обсуждение. Всего за время исследования было роздано 1400 анкет. Для статистической обработки были признаны пригодными 1225 правильно заполненных анкет, из них: 199 – из Приволжского федерального округа, 201 – из Северо-Западного федерального округа, 200 – из
Сибирского федерального округа, 88 – из Уральского федерального округа, 338 – из Центрального
федерального региона, 199 – из Южного региона.

При анализе опросника МИЭФ-5 было выявлено, что лишь у 10,1% опрошенных мужчин отсутствуют
признаки ЭД. В то время как легкая степень ЭД отмечена у 71,3%, средняя – у 6,6% и тяжелая – у
12% респондентов. Таким образом, из 1225 опрошенных мужчин симптомы ЭД присутствовали у
1101 (89,9%) респондента.

В возрасте 20–45 лет были 49,7% мужчин, отметивших у себя симптомы ЭД, 45–59 лет –32%, 60–75
лет – 18,3%.

При анализе заполненных анкет обращает на себя внимание наличие массы мужчин с избыточной
массой тела (48%), что уже само по себе является фактором риска развития ЭД.

Из 1225 мужчин 115 ответили, что прекратили половую жизнь, причем 69,6% из них причиной прекращения назвали ЭД, а 26,1%—отказ партнерши. На рис. 1, 2 представлены данные о распространенности вредных привычек и сопутствующих заболеваний у мужчин, отметивших симптомы ЭД.

Помимо оценки баллов домена эректильной составляющей (МИЭФ-5) оценивались и другие нарушения сексуальной жизни мужчин. Так, снижение удовлетворенности половым актом отметили 15,1% респондентов, нарушения оргазма – 15%, снижение сексуального влечения – 15,8%, снижение общей удовлетворенности от половой жизни – 17,6%.

Возрастные симптомы (по опроснику AMS) были выявлены у 554 (45,2%) мужчин, из них у 26,4%
они были слабо выражены, у 13,6% – умеренно, у 5,2% опрошенных симптомы оценивались как тяжелые. Обращает на себя внимание, что большинство мужчин, отметивших возрастные симптомы, были среднего возраста (45–59 лет) – 41,2%, что свидетельствует об общем неблагополучном фоне, который может служить основой развития различных недугов. Доля мужчин в возрастных группах 20–44 и 60–75 лет составила 28,3 и 30,5% соответственно.

На рис. 3 представлена частота сопутствующих заболеваний и вредных привычек у 554 мужчин,
заметивших возрастные симптомы той или иной степени выраженности.

Рисунок 3. Распространенность (в %) сопутствующих заболеваний и вредных привычексреди мужчин, отмечавших у себя возрастные симптомы.

При анализе данных по распространенности ЭД в различных регионах Российской Федерации выявлено, что число респондентов с симптомами ЭД примерно одинаково и колеблется в пределах от
85,92% в Поволжье до 95,48% в Южном федеральном округе (см. рис. 4). Однако распределение пациентов по тяжести ЭД в различных регионах неодинаково. Так в Уральском регионе меньшее число больных легкой формой ЭД (47,73%) по сравнению с другими центрами, где легкая форма ЭД выявлена в пределах от 70,35 до 85,5%, в то время как тяжелые формы ЭД представлены в Уральском округе
наибольшим значением (23,86%) против остальных (от 6,5% до 12%). Эта информация требует дальнейшего тщательного изучения возможных причин более частой встречаемости тяжелых форм ЭД на Урале.

Рисунок 4. Распределение (в %) по регионам больных ЭД в зависимости от степени ее выраженности.

В рамках исследования всем мужчинам было предложено заполнить опросник IPSS.

Все 1225 мужчин заполнили указанный опросник, и анализ результатов выдал следующие показатели:
отсутствие симптоматики было отмечено всего лишь у 37,4%, легкая степень нарушения мочеиспускания – у 33,8%, средняя степень – у 21,6% и тяжелая симптоматика – у 7,3%. Следует заметить, что указанные данные получены от мужчин, не обращавшихся к урологу с жалобами на нарушение мочеиспускания.

Частота выявления нарушений мочеиспускания (в %) в зависимости от выраженности ЭД

При перекрестном анализе результатов 767 респондентов, отметивших у себя нарушения мочеиспускания, и данных их анкет, касающихся их эректильной функции, были отмечены корреляции,
представленные на рис. 5, из которой видно, что нет корреляции между тяжестью ЭД и наличием симптомов со стороны нижних мочевых путей. Однако такое утверждение требует дальнейшего детального изучения.

Согласно результатам Массачусетского исследования [5], в США ЭД отмечают 52% мужчин в возрасте
от 40 до 70 лет. В нашем исследовании число респондентов, отметивших у себя те или иные симптомы,
характерные для этого заболевания, было гораздо выше и составило 89,9%, что может быть связано
с большей распространенностью в нашей стране ИБС, артериальной гипертензии, по поводу которых
больные не обращаются за медицинской помощью. Кроме того, число курильщиков в РФ неуклонно
растет [4], в то время как в западных странах, напротив, снижается. Контроль над этими состояниями –
главными факторами риска развития ЭД, является основой ее профилактики.

В настоящей работе представлены лишь предварительные оценки, которые еще стоит осмыслить.
В ближайшее время мы планируем представить результаты анализа по различным возрастным группам. Полученные в этом пилотном проекте данные могут послужить основой для проведения более масштабных исследований с оценкой более широкого спектра параметров (холестерин, тестостерон и пр.).

Заключение

Впервые проведенное исследование подобного масштаба позволило получить статистические данные о распространенности ЭД и других нарушений, связанных с сексуальной жизнью, среди российских
мужчин.

Установленные факты позволяют сделать следующий вывод: ЭД и другие нарушения сексуальной сферы представляют драматически серьезную проблему. К большому сожалению, эта ситуация
замалчивается, некоторые мужчины считают, что они не больны, а страдают всего лишь возрастными
изменениями. С другой стороны, зачастую урологи не расспрашивают пациентов о сексуальной жизни,
если причиной обращения не послужила сама ЭД. Проведенное исследование призвано заострить
наше внимание на проблеме ЭД. А для специалистов это должно стать побудительным мотивом к
более активному выявлению сексуальных нарушений и обеспечению мужчинам достойного качества
жизни.

Хотелось бы еще раз поблагодарить всех участников исследовательской группы, интенсивная и
кропотливая работа которых способствовала выполнению исследования такого масштаба.


Литература


1. Impotence. National Institutes of Health Consensus Statement, 10: 1, December 1992.
2. Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: WB Saunders Co., 1948.
3. Krane R.J., Goldstein I., Saens de Tejada I. Impotence. New Engl. J. Med., 321: 1648, 1989.
4. Rosen M.P., Greenfield A.J., Walker T.G. et al. Cigarette smoking: an independent risk factor for atherosclerosis in the hypogastric-cavernous arterial bed of men with arteriogenic impotence. J. Urol., 1991, 145:759.
5. Henry A. Feldman et al. Impotence and its medical and psychosocial correlates: results of the Massachusetts male aging study. J. Urol. 1994;151:54–61.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: А. Н. Берников – канд. мед. наук, доцент кафедры урологии МГМСУ;
тел. +7(499)760-70-03, e-mail bernikov@mac.com


Похожие статьи


Бионика Медиа